Игровые ситуации по финансовой грамотности старших дошкольников.
10 июля 2020
Игровые ситуации по финансовой грамотности старших дошкольников.
Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений
Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой.
Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность.
Данные формы работы направлены на обучение азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания. Решение экономических задач должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста – один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.
Цели игровых ситуаций:
- формирование у детей доступных экономических понятий;
- воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для их счастливого детства;
- воспитание уважения к тем, кто проявляет заботу о них;
- воспитание уважения к тому, что даёт им различные природные блага.
Некоторые игровые ситуации:
Моя семья.
Цель: Ознакомление детей с семейной экономикой.
В играх дети знакомятся с семейным бюджетом, доходами, расходами, заработной платой, искусством, ведением домашнего хозяйства.
Решаются педагогические задачи:
- формируются понятия о бюджете семьи (доход и расходы);
- даётся представление о труде взрослых: каждый человек должен работать на работе - почему нужны все виды труда;
- ребёнок умеет выделять первоочередные потребности своей семьи, делать выбор;
- поясняется причина существования ограниченности;
- сравнивать и оценивать товары (качество, цена), соотносить с этим - потребности и возможности семьи;
Используются игры «Семья экономиста», «Семейный бюджет», «Волшебные помощники».
Мир денег.
Цель: Ознакомление с деньгами, ценами. Получают представление о производстве денежных знаков, их покупательской силы.
В играх устанавливаются зависимость между качеством товара и прибылью при продаже, узнают, что деньги служат средством обмена товара между людьми
Решаются педагогические задачи:
- формируется правильное отношение к деньгам, как к предмету жизненной необходимости;
- воспитывается начало разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами;
- даётся представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.
- Используются игры «Банк», «Банкомат», «Золотая денежка», «Универсам».
Мой город (моя станица)
Цель: Познакомить детей с экономикой города (населённого пункта проживания обучаемых детей), производство товаров, основные и современные профессии. Это учит детей уважать людей, которые честно трудятся и зарабатывают деньги.
Решаются педагогические задачи:
- формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий;
- учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
- стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
Используются игры «Фермер», «Ателье», «Шофер».
Мир товаров
Цель: Познакомить детей с азами маркетинга и рекламы. Дети узнают о разных формах сбыта продукции: рынки, магазины, ярмарки. А также узнают о специфике купли – продажи, учатся бережно относиться к вещам.
Решаются педагогические задачи:
- воспитывать разумные потребности.
- развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе;
- дать представление о рекламе, о ее назначении;
- учить детей правильно воспринимать рекламу («Не покупай все, что рекламируется. Прежде, чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение»);
Используются игры: «Рынок», «Ярмарка», «Реклама», «Агенство», «Магазин», «Дом книги», «Детская лотерея».
Игровые ситуации разработаны с помощью рабочей программы по курсу «Тропинка в экономику». Автор: А.Д. Шатова